Фото / Бусыгинские дома Источник: nn.ru
Иногородние туристы редко включают Автозаводский район в маршрут путешествия по Нижнему Новгороду. Казалось бы, что тут может быть интересного — рабочая окраина, однотипная застройка, далеко от центра...
Команда nn.2trvl решительно не согласна с таким представлением об Автозаводе и продолжает публикации о достопримечательностях самого большого и густонаселенного района Нижнего Новгорода. В этот раз мы построим свой маршрут вокруг Бусыгинского квартала.
Автозаводский район — ровесник Горьковского автомобильного завода (о музее истории ГАЗа можно почитать тут). Уже к середине 1930-х годов на месте приокских деревенек и пустынных болот было развернуто индустриальное производство и строился социалистический город. В это же время возникла необходимость в строительстве не только бараков для тысяч рабочих, но и домов, символизирующих всю передовую мощь промышленного гиганта, в которых поселились бы передовики производства и партийная номенклатура.
Как добраться
Из аэропорта Стригино:
Из центра:
В 1936 году начинается строительство «Бусыгинского» дома, вернее, квартала. Проект ведет знаменитый профессор архитектуры Илья Голосов. Он задумывает возвести замкнутую по периметру разновысотную роскошную крепость с арками, пилястрами, скульптурами, эркерами, хитро декорированными лоджиями и общественными пространствами на первых этажах.
Фото / Бусыгинские дома Источник: nn.ru
Внутреннее пространство этого дома должно было впечатлять не меньше внешнего убранства: шикарные подъезды с дубовыми дверями и чугунными перилами, квартиры до 8 комнат с трехметровыми потолками, террасы, балконы и нишы…
Замысел воплотили ударными темпами за 2 года.
Что это за стиль?
Серобусыгинский дом — яркий пример архитектурного стиля, который получил название «сталинский ампир». Этот стиль сформировался в 1930-х гг. и был главенствующим в нашей стране до начала 1950-х гг. Для него характерны монументальные формы, грандиозные объемы, советское переосмысление традиций классицизма, ренессанса, ар-деко. Наиболее известные примеры «сталинской» архитектуры: главный павильон ВДНХ и высотка на Котельнической набережной в Москве, ансамбль центральной набережной в Волгограде.
Своими «крепостными» стенами дом выходит сразу на 4 улицы Автозавода: проспект Октября, улицу Комсомольскую, улицу Лоскутова и Моторный переулок. Наиболее парадная часть дома приходится на проспект Октября, формируя его архитектурный облик: две башни-высотки (самые высокие здания Нижнего того времени!) и западающая вглубь квартала средняя часть, возле которой разбит уютный сквер. К слову, озеленение квартала и сквера содержалось уже в изначальном проекте здания. Поэтому особенно приятно, что сквер качественно благоустроили в 2023 году.
Главная и самая очевидная изюминка Бусыгинского дома — гигантские арки. В сочетании с грандиозными объемами самого здания, эти арки производят колоссальное впечатление. Формы арок и их убранство говорят о том, что архитекторы вдохновлялись классическими образцами римской архитектуры.
Интересно, что Серобусыгинский дом продолжает оказывать влияние на Автозавод до сих пор. В новостройке, возведенной рядом с легендарным домом, узнаются характерные черты, но размах, конечно, скромнее. Вот только некоторые рекордные цифры, описывающие сталинского гиганта:
Почему дом «Бусыгинский?»
В одном из домов, которые сейчас относят к «бусыгинским» долгое время жил Александр Харитонович Бусыгин — уникальный кузнец, самый знаменитый стахановец Горьковского автозавода. Возле дома-крепости можно увидеть бюст А.Х. Бусыгина, установленный в 2006 году. Интересно, что кузнец жил не в Серобусыгинском доме, а в одном и Желтобусыгинских — через дорогу, но исторически название прилипло именно к «серым» домам.
Что еще посмотреть?
Рядом с кварталом через находится так называемый Желтый квартал. Это тоже «бусыгинские» дома, но построенные несколько иначе и с меньшей грандиозностью.
Квартал представляет собой несколько отдельно стоящих зданий, связанных воедино цветом и архитектурным оформлением въездов во дворы, внутреннее пространство которых решается так же, как и в «сером» доме. Желтые дома простроены в 1937 году архитектором М. Любофеевым и тоже являются памятниками архитектуры.
Текст: Ирина Кабальнова
Фото: nn.ru, Ирина Кабальнова